Реклама


Партнеры:



Яндекс.Метрика

Положение

РОИС и аттестация инженеров-строителей

Положение о непрерывном профессиональном образовании

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНЖЕНЕРОВ СТРОИТЕЛЬСТВА (РОИС)

Утверждено
Президиумом Правления РОИС
"14" сентября 1999 года

ПОЛОЖЕНИЕ
о непрерывном профессиональном образовании членов Российского общества инженеров строительства и специалистов строительной отрасли

1. Общие положения

Непрерывное Профессиональное Образование (НПО) членов РОИС и специалистов строительной отрасли - это добровольное систематическое поддержание, углубление и расширение профессиональных знаний и мастерства, а также развитие индивидуальных качеств, необходимых для выполнения профессионального долга и инженерных обязанностей, в течение всей профессиональной жизни.

Основной целью Непрерывного Профессионального Образования является повышение квалификации специалистов строительной отрасли, как основы обеспечения высокого качества строительства. Кроме этого, НПО дает возможность решать следующие актуальные проблемы:

  • обеспечение организаций строительной отрасли квалифицированными кадрами и формирование резерва на руководящие должности;
  • стимулирование молодых специалистов в повышении профессионального уровня для занятия соответствующих должностей;
  • учет профессионального уровня специалистов при выдаче лицензий юридическим и физическим лицам на осуществление строительной деятельности;
  • учет профессионального уровня состава исполнителей при проведении подрядных торгов, тендеров и конкурсов;
  • привлечение в РОИС молодых специалистов и студентов строительных учебных заведений.

НПО предусматривает периодическую оценку профессиональных достижений специалистов и является обязательным условием для прохождения аттестации в соответствии с "Положением об аттестации членов РОИС в специалистов строительного комплекса".

Результаты НПО учитываются при:

  • проведении аттестации на соответствие определенной категории, установленной "Положением об аттестации членов РОИС и специалистов строительной отрасли";
  • международной аттестации членов и специалистов строительной отрасли РОИС с получением соответствующего международного сертификата.

Координацию всей указанной деятельности в рамках НПО осуществляет Центр аттестации специалистов строительной отрасли (ЦАССО) при РОИС.

Настоящее Положение включает в себя требования к Непрерывному Профессиональному Образованию. (Continuous Professionalal Development - CPD), предъявляемые Международным институтом инженеров строительства (ИИС). Эти требования также являются обязательным предварительным условием для международной аттестации специалистов.

Непрерывное Профессиональное Образование предусматривает: во-первых, профессиональное развитие на рабочем месте, и, во-вторых - повышение квалификации через систему курсов, семинаров, элементов дистанционного образования и т.п.

2. Критерии непрерывного профессионального образования

Непрерывное Профессиональное Образование должно отвечать общим и специальным критериям. Общие критерии относятся ко всем видам инженерной деятельности. К специальным критериям относятся: профессиональная деятельность кандидата в его проектной, строительной и т.п. организации. Они включают:

  • самостоятельное профессиональное развитие на рабочем месте;
  • следование профессиональным этическим нормам;
  • знание особенностей строительства в регионе, области и т.п. и умение учитывать их в своей практической деятельности.

Достижения общих критериев позволяет действующим специалистам овладеть необходимыми современными званиями, прежде всего, в области принятия решений, экономики и управления строительством, экологии, инженерной безопасности и т.п., а также привести их в соответствие с международными требованиями. К общим критериям относятся:

  1. знание всех основных современных процессов в строительном комплексе;
  2. систематическое ознакомление с материалами периодических и других изданий, связанных с техническими, экономическими, управленческими и др. процессами в строительной отрасли;
  3. развитие интереса к текущему состоянию отрасли в локальном, федеральном и международном плане;
  4. умение излагать свои мысли точно, кратко и убедительно;
  5. знание условий и ограничений применения национальных и международных норм и стандартов;
  6. приобретение опыта уяснять и точно определять возникшую проблему;
  7. приобретение практического опыта определения и оценки альтернативных решений проблемы;
  8. умение предложить решение проблемы;
  9. умение представить решение проблемы;
  10. умение оценить экологические аспекты при решении инженерной работы;
  11. оценка представления технической документации как важной части решения проблемы;
  12. опыт стоимостной оценки принимаемых решений;
  13. понимание ответственности своей и других специалистов за состояние техники безопасности; знание законодательства в этой области;
  14. знание требований техники безопасности применительно к конкретной работе специалиста;
  15. знание роли и ответственности каждого участника контракта (проекта) и практическое участие в составлении документации контракта;
  16. знание процедур, определяющих начало контракта и приемку объекта, регистрацию и заполнение документов на отдельные виды работ и/или состав рабочих чертежей и процедуры внесения изменений;
  17. способность аккуратно вести ежедневную отчетность и выполнять инструкции;
  18. умение составлять и читать чертежи и/или вводить в действие рабочие инструкции в повседневном режиме;
  19. участвовать в контроле точности работ, выполняемых под руководством аттестуемого специалиста;
  20. знание назначения, тактико-технических данных, схемы работы и стоимости оборудования, занятого в процессе реализации принятого инженерного решения;
  21. способность планировать, составлять проекты производства работ для части производственного процесса и участвовать в мониторинге и регистрации данных;
  22. способность измерять и фиксировать или выполнять независимую экспертизу работ, предъявленных к оплате;
  23. способность критически подходить к вопросам безопасности в процессе осуществления проекта и реагировать на отклонения в этой части при производстве работ;
  24. знание принципов обеспечения качества работы организации;
  25. знание структуры организации, в которой работает специалист;
  26. знание в процессе НПО требований аттестации;
  27. знание истории, целей и задач РОИС, включая Профессиональный кодекс инженера-строителя (для членов РОИС);
  28. развитие и поддержание интереса к деятельности РОИС (для членов РОИС).

3. Формы непрерывного профессионального образования

НПО осуществляется в следующих формах:

  • профессионального развития, представляющего самостоятельную подготовку на рабочем месте;
  • повышение квалификации через систему мероприятий, проводимых ЦАССО и его региональными подразделениями;
  • участие в научно-практических конференциях, конгрессах, семинарах и т.п.;
  • публикация материалов по направлению деятельности в периодических и других изданиях;
  • учеба в магистратуре, аспирантуре, докторантуре.

Профессиональное развитие предусматривает выполнение требований, указанных в разделе 2 настоящего Положения.

Критерии 27 и 28 устанавливаются только для членов РОИС.

Повышение квалификации на данном этапе развития системы аттестации и НПО включает тематику, приведенную в Приложении 1, отражающую наиболее актуальные вопросы современного строительства.

В дальнейшем эта тематика может быть дополнена или изменена. Изменения и дополнения осуществляются ЦАССО.

По мере развития системы НПО в нее могут включаться элементы дистанционного образования и т.п.

4. Оценка соответствия общим критериям

Кри те рии Оценка
1. Знать содержание брошюры РОИС "Основы проектно-строительной деятельности"
2. Подписаться и постоянно читать хотя бы одно из изданий РОИС и других периодических изданий по строительной тематике.
Обсуждать содержание этих изданий по перспективной тематике с инженером-наставником, аттестованным специалистом/членом РОИС или другой назначенной ответственной персоной.
3. Специалисту желательно в дневнике отразить свою роль в решении проблем строительства. Участвовать в семинаре ЦАССО (Тема II).
4. Устно, в письменной форме или с помощью рисунков от руки продемонстрировать способность, например:
- 10 минутной беседы с экспертом по теме, выбранной специалистом;
- продемонстрировать качество составленных им квартальных отчетов (с рисунками, схемами и т.п.).
5. Участвовать в семинаре ЦАССО (тема V).
Обсудить также отрывки квартальных отчетов, безопасности, с инженером-наставником, специалистом/членом РОИС - экспертом.
6. Уметь изложить требования заказчика в инженерной форме.
Продемонстрировать способность обобщить, проанализировать и дать оценку исходным данным.
Зафиксировать в квартальных отчетах примеры такой деятельности и продемонстрировать идеи или аналитические процедуры, которые привели бы к конечному определению проблемы.
7. Участвовать в технической и финансовой оценке альтернативной решений, например, на уровне предпроектного анализа, раскрывая такие аспекты, как:
- концепция и аналоги;
- источники информации;
- стоимостная оценка;
- источники финансирования;
- ускоренные методы проектирования;
- записи, составленные и предоставленные отчетов о возможных решениях;
- краткое описание деталей проектирования. Участвовать в семинаре ЦАССО (тема III).
8. Перечислять документы, которыми пользовался специалист. Дать толкование их применимости в конкретной работе и отразить это в квартальных отчетах. Участвовать в семинаре ЦАССО (темы VI и X).
9. Собрать воедино все сведения, результаты аналитической работы и обучения, упомянутые в п.п. 6-8, применительно к сектору строительства, в котором занят специалист. Предложить решение, которое специалист считает предпочтительным, и получить его одобрение инженером-наставником, аттестованным специалистом/членом РОИС, при этом в заключении должна быть указана роль проделанной работы в общем решении и основные факторы, влияющие на точность или компетентность предложенного решения.
10. Представить документацию по решению проблемы, содержащую диаграммы, эскизы, графики и т.п. и/или представить общий план действий и детальные чертежи, необходимые для обоснования рассматриваемой информации;
Представить пример обсуждения и одобрения инженером-наставником, аттестованным специалистом/членом РОИС.
11. Понимать, как экологическая оценка влияет на решение проблем, стоящих перед организацией, в которой работает специалист. Участвовать в семинаре ЦАССО (Тема VI).
12. Выбрать и объяснить или написать заново документацию и/или поправки к существующей документации по конкретному разделу работы специалиста. Обсудить эту документацию с инженером-наставником, аттестованным специалистом/членом РОИС.
13. Представить примеры инженеру-наставнику, аттестованному специалисту/члену РОИС для обсуждения комментариев.
14. Указать в одном из квартальных отчетов, какие нормы специалист использует в работе и каким критериям безопасности он следует. Участвовать в семинаре (Тема V).
15. Продемонстрировать знание предмета в квартальном отчете и обсудить с инженером-наставником, аттестованным специалистом/членом РОИС. Участвовать в семинаре (Тема III).
16. Приобрести практический опыт в реализации упомянутых процедур и продемонстрировать свое участие соответствующими ссылками в квартальных отчетах. Участвовать в семинаре (Тема XIII).
17. Вести аккуратно ежедневный дневник для инспекции инженером-наставником и представления его на аттестацию.
18. Продемонстрировать свою компетентность качественным выполнением порученных работ. Участвовать в семинаре ЦАССО (Тема VII).
19. Продемонстрировать свою компетентность качественным выполнением порученных работ. Участвовать в семинаре ЦАССО (Темы VIII).
20. Продемонстрировать свою компетентность качественным выполнением порученных работ. Участвовать в семинаре ЦАССО (Темы VIII и IX).
21. Представить планы, проект производства работ, сетевой график в разработке или в мониторинге которых принимал участие специалист.
22. Продемонстрировать свою компетентность качественным выполнением порученных работ. Участвовать в семинаре ЦАССО (Тема XII).
23. Осознать свою ответственность в части безопасности и быть знакомым с законодательством, касающимся ответственности специалиста. Знать примеры положительных решений в области соблюдения правил техники безопасности из опыта деятельности компании, в которой работает специалист. Подчеркнуть свою роль в решении вопросов безопасности в квартальных отчетах.
24. Продемонстрировать свою компетентность качественным выполнением порученных работ. Участвовать в семинаре ЦАССО (Тема IV).
25. Продемонстрировать свою компетентность качественным выполнением порученных работ. Участвовать в семинаре ЦАССО (Тема XII).
26. Изучить "Положение об аттестаций членов РОИС и специалистов строительного комплекса" и обсудить его с инженером/членом РОИС.
27. Чтение периодических изданий, рекомендуемых РОИС, и других публикаций РОИС.
28. Участие не менее чем в шести собраниях (совещаниях, семинарах и т.п.) региональных отделений РОИС.

5. Порядок осуществления непрерывного профессионального образования

РОИС рекомендует для эффективного выполнения требований НПО заключить с ЦАССО договор о послевузовской профессиональной подготовке (ДПП), в котором структурированы общие и специальные критерии и который выполняется под руководством уполномоченного РОИС инженера-наставника, как правило, из числа членов Общества.

Договор может заключаться непосредственно с кандидатом на аттестацию или с организацией, в которой работает специалист.

Для каждого специалиста составляется индивидуальный учебный план, включающий достижение общих и специальных критериев, определяемых по согласованию с организацией-нанимателем в интересах этой организации, либо непосредственно со специалистом.

Учебный план должен включать не менее пятя полных дней, затраченных на посещение семинаров и т.п. для кандидатов на аттестацию как "членов РОИС" и приравненных им специалистов, и не менее тридцати полных дней для кандидатов на аттестацию как "действительных членов РОИС" и приравненных им специалистов. Под "днем" понимается шесть часов лекций, семинарских занятий и т.п.; за "день" засчитываются также две половины, не менее трех часов каждая, или два вечерних мероприятия (после работы).

Обучение заканчивается соответствующий отчетом и собеседованием (профессиональным интервью (ПИ)) с инженером-наставником и представителем регионального отделения ЦАССО; при успешном прохождении этой процедуры кандидату выдается сертификат.

Фиксация результатов НПО осуществляется в специальном дневнике, выдаваемом специалисту и являющимся отчетным документом. Дневник должен сопровождать специалиста в течение всей его профессиональной жизни. Копия страниц дневника, характеризующих осуществление специалистом мероприятий НПО, представляется как обязательный документ для квалификационного экзамена.

Дневник может содержать план работы по повышению профессионального уровня с учетом замечаний, сделанных при аттестации Экспертной комиссией.